“Система проведения занятий по современному танцу в дополнительном образовании”
Игнатьева Екатерина Александровна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД-ДООЦ Свердловская обл., город Екатеринбург
“Система проведения занятий по современному танцу в дополнительном образовании” (Скачать )
Хореографическое искусство XXI века представлено самыми разнообразными направлениями танца: классическим, народным, современным, бальным и др. Каждое отдельное направление имеет свою историю, особенности, требования к учащимся, так как у любого из видов танца есть свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности.
Классические танцы обладают наиболее строгими требованиями к физическим данным, точностью и логичностью линий. Характерный и народно-сценический танец незаменим в плане воспитания у танцоров скоростно-силовых качеств, техники исполнения трюковых элементов, навыков сценического образа, актерского мастерства, передачи характера, свойственного каждому танцу в отдельности. Современный танец является более прогрессивным видом пластики, по сравнению с классикой и несет в себе более глубокий потенциал с точки зрения развития психофизиологических и эстетических возможностей человеческого тела, как средства художественной и духовной выразительности (богаче лексика, свободнее пластика, отсутствие присущего классике консерватизма).
В России существует довольно обширная сеть детских учреждений дополнительного образования, в которых возможно изучение дисциплины «Современный танец». Это в первую очередь проявляется в формах организации хореографических коллективов. Есть танцевальные кружки, студии танца, ансамбли, коллективы и детские театры танца. Каждое из этих объединений имеет свои специфические черты и задачи. Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса.[1] Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает, поэтому главная цель – не только обучить детей основам современной хореографии, но и содействовать их всестороннему развитию. Специфика современного направления хореографии такова, что многие педагоги, даже активно в нем работающие, не знают, как лучше выстроить урок и как правильно подать элементы техники. Это происходит в силу объективного фактора – большой разрозненности между собой танцевальных направлений, объединенных одним термином «современный танец». Вследствие этого, отсутствует и единая методика преподавания данной дисциплины, каждый педагог разрабатывает свою систему обучения, опираясь на различные техники, предлагаемые известными деятелями современного танца.
Построение урока на занятии современным танцем.
Учебный процесс в коллективе строится согласно индивидуальным особенностям и требованиям (тип коллектива, педагогические цели и задачи, физическая подготовка учеников). Несмотря на разнообразие методик, типы уроков можно классифицировать по следующим признакам: [2]
- Четко прослеживаемая структура урока (экзерсис на середине, состоящий из учебных комбинаций, кроссы, комбинации развернутого плана);
- Отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии);
- Авторские разработки (проведение занятий в рамках игровой, театрализованной формы).
Анализируя различные методы, типы построения занятия, я выделила для себя следующую систему построения урока:
- Разогрев.
- Координация. Изоляция.
III. Упражнения для позвоночника.
- Уровни.
- Кросс. Передвижение в пространстве.
- Танцевальная комбинация.
- I. РАЗОГРЕВ
Начало работы на уроке начинается с партерной комбинации, где задействованы различные части тела. Работа спины – скручивания позвоночника, медленные прогибы – “Собака мордой вверх”, различные перекаты и вытяжения, что подготавливает спину к дальнейшей работе. В комбинацию включены различные глубокие выпады для четырёхглавых мышц бедра, ягодичных мышц, а также подколенных сухожилий. Для качественной проработки мышц и связок задней поверхности ног и развития гибкости позвоночника используется упражнение из йоги “Собака мордой вниз”. Все упражнения усложняются координационными движениями , основными базовыми элементами современного танца.
- II. КООРДИНАЦИЯ. ИЗОЛЯЦИЯ.
Изоляция – основной прием техники джаз-танца. Изолированные центры и ареалы центров (части центров). Положение коллапса (свободное держание тела) во время изоляции.
Основные упражнения:
– Голова
- Наклоны вперед – назад.
- Наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу)
- Повороты в правую и левую стороны.
- Свинговое раскачивание.
– Плечевой пояс
- Подъем и опускание одновременно двух плеч. С остановкой в центре и без остановки. Оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое вниз).
- Параллельное одновременное движение двух плеч (вперед, центр, назад, центр).
- Twist (твист) изгиб плеч. Одно вперед, другое назад. С акцентом вперед и назад. Р
– Грудная клетка
- Движения из стороны в сторону.
-Бедра
- Слитное движение бедрами вперед – назад, из стороны в сторону.
- Полукруги справа – налево через переднюю дугу. То же через заднюю дугу.
– Руки. Изолированные движения ареалами руки, кистью, предплечьем.
- Положение flex (флекс) – сокращенная ладонь.
- Круги в параллельных направлениях двух предплечий
- Круги кистью в параллельных направлениях.
– Ноги
- Изолированные движения ареалов ног: положение flex – сокращенная стопа, point – натянутая стопа, круги стопой.
- Свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед – назад
- Круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнуто.
Учебная комбинация на основные приемы координации и изоляции охватывает базисные понятия Contraction и release, заложенные в технике Марты Грэхем. Contraction – сжатие, сокращение, т. е. относительное уменьшение объема тела. Противоположное понятие – release, т. е. расширение, когда тело расширяется в пространстве.
III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА.
Техника изоляции заимствована из джазового танца, а движение тела целиком, без изоляции отдельных центров – своеобразие танца-модерн. Основой этой техники служит прежде всего позвоночник, поэтому на уроке главная задача – развить у учащихся подвижность во всех его отделах.
Основные, базовые движения современного танца для позвоночника это :
- Roll down/up – постепенное скручивание позвоночника вниз/ вверх.
- Flat back – наклон торса на 90 ˚в котором спина, голова и руки составляют одну прямую линию.
- Deep body bend-глубокий наклон вперед, ниже, чем на 90°. При этом наклоне спина, голова и руки находятся также на одной прямой линии, но торс наклоняется как можно ниже,
- Curve- Загиб верхней части позвоночника вперед или в сторону. Начинается от головы и исполняется до точки, расположенной в “солнечном сплетении”. Поясница в этом движении участия не принимает.
- Twist торса- Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего расположения..
Описание комбинации:
Исходное положение- параллельная позиция ног.
1-4 Круг головой.
5-8 Roll down
1-4 Roll up
5-8 Вдоль корпуса поднять правую руку , растянуть бок.
1-4 Roll down вперед, правая нога в plie , правая рука вытянута вперед, левая в стороне
5-6 Руки собрать в 1 позицию
7-8 Левую руку вывести вперед
1-4 Вернуть корпус в вертикальное положение
5-8 Прогиб назад, руки раскрыть во 2 позицию. ( если прогиб сильный, можно увести руки назад через вытяжение, удлинение)
1-4 Через Roll down выйти на 4 точки
5-6 Rond ногой до положения 4 позиции левая нога спереди (в партере)
7-8 Лечь на пол, скользя за левой рукой.
1-2 Мах правой ногой
3-6 Выход в положение “собака мордой вниз”
7-8 Plie в этом положении
1-4 Завис на руках
5-8 Перекат по полу
1-4 Выйти на правый бок
5-6 Собраться к “центру”
7-8 Выйти на левый бок
1-2 Собраться к “центру”
3-4 Сесть спиной
5-8 Круг головой
1-4 Выйти в полумост , стоя на левой руке
5-6 Поменять положение, полумост с правой руки
7-8 Выйти в “собаку мордой вниз”. Поднять правую ногу наверх. Растяжка
1-4 В положении “собака мордой вниз” поднять левую ногу
5-8 Нога проходит вперед.
1-4 Сесть лицом, во 2 позиции ( партер)
5-8 Наклон корпуса вперед, растяжка.
- IV. УРОВНИ.
Современный танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: Средний стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа.
- V. КРОСС. ПРОДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Цель данного раздела развить такие качества как танцевальность, ощущение стиля, координацию. Кросс обычно исполняется по диагоналям класса. На уроке комбинации на продвижение интегрируются с изменениями уровней, добавляются перекаты, уходы в пол (партер) .
В комбинации на уроке используются различные движения : перекаты через спину, вращения, прыжки, Grand battement jeté, повороты, работа с весом (перенос веса, падение)
- VI. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Завершающим разделом урока является танцевальная комбинация. Лексический материал строится на основных, изученных движениях, усложняемых более сложными ракурсами, положениями тела в пространстве. Используются различные уровни, движения, связанные с положениями contraction и release, спирали, твисты . Усложняется координация, меняется темпоритм.
В танцевальной комбинации используется определенный рисунок движения, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Комбинация изучается и отрабатывается на протяжении 3-4 уроков. Для более быстрого разучивания несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный материал.
Список используемой литературы:
- Энциклопедия театра. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://enc.vkarp.com/2011/05/07/б-балет/#more-7393
- Захаров Р. – Записки балетмейстера: учебное пособие / Р. Захаров. – Искусство, 1976. – 351 с.
- Диалектика балета [Электронный ресурс] А. А. Черепнин Режим доступа: http://e-lib.info/book.php?id=1121023174&p=8( 15.06.2013)
- Современный танец в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tangocity.spb.ru/sovremennij3.htm
[1] Современный танец в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tangocity.spb.ru/sovremennij3.htm
[2] Энциклопедия театра. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://enc.vkarp.com/2011/05/07/б-балет/#more-7393