Для начала необходимо конкретизировать положение о том, какими являются результаты учебы, то есть эти цели, которые должны быть достигнуты. При их определении выходят из таких положений: учебная деятельность осуществляется путем решения учебных задач, и овладение обобщенным способом развязывания задач определенного типа представляет ближайшую учебную цель. Другие цели, которые отражают изменения во всех сферах личности ученика, – это отдаленные учебные цели, достичь которые также поможет специальный сервис, на котором можно заказать реферат.
Одно из важнейших требований к любым учебным целям – их диагностичность. Это нуждается, во-первых, в наличии средства (орудий, инструмента) для определения совпадения полученного продукта с определенной учебной целью, и, во-вторых, наличии способов определения качества полученного продукта.
Для определения достижения ближайших целей в дистанционной учебе с предметным контентом (математика, биология, литература, информатика и тому подобное) существуют инструменты, которые дают возможность определить, во-первых, достигнута ли поставленная цель, то есть получен предвиденный продукт учебы, и, во-вторых, его качество (оно определяется уровнем усвоения обобщенного способа развязывания). При этом могут быть применены разные методики, каждая из которых отличается точностью диагностирования полученного продукта. Самая простая методика – процент правильно развязанных критериальных задач. Более точная методика предусматривает учет их удельного веса в зависимости от сложности задач. Еще более точно работает анализ ошибок также с учетом их веса. Наконец, наиболее точная методика предусматривает учет меры помощи, которая является достаточной для исправления ошибок.
Диагностирование достижения отдаленных целей намного сложнее. Ведь они охватывают изменения во всех компонентах личности с учетом требований, что предъявляет общество своим членам в свете глобализации задач, которые появились перед миром. Следовательно, отдаленные цели учебы включают не только такие личностные приобретения, как способности и умения, как мировоззренческие аспекты личности, но и умения жить в современном обществе. Показательным относительно этого является задание образования, сформулированное Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для ХХI в. Среди этих задач существенное место занимает межкультурная (интеркультурная) компетенция выпускников образовательных заведений, что формулируется как научить жить вместе, развивать знание о других, их истории, культуре, традиции, мышлении, понимать и принимать отличия между людьми — социальные, этнические, религиозные, а также социальная компетентность – научить совместно работать (работа в группе, в команде), умение брать ответственность на себя, предупреждать конфликты, быть готовым к изменению производственных и социальных ролей и тому подобное.
В отличие от ближайших учебных целей здесь не существует надежных инструментов для диагностирования уровня сформированности соответствующих компетенций. Следует учитывать также, что достижение этих целей не может быть осуществлено в рамках учебы из отдельных учебных предметов, иначе говоря, не может быть их прямым продуктом. Поэтому можно утверждать лишь то, что технология обучающей деятельности способствует также и достижению отдаленных целей. В помощь ученику существует много сервисов в интернете, один из которых zavalov.net.
Принципиальным моментом специально разработанных курсов развития, в том числе дистанционных, есть то, что достижение так называемых отдаленных учебных целей является не побочным, а прямым продуктом учебы. Отметим, однако, что это касается только курсов развития на почве овладения соответствующими психологическими компетенциями.