Игнатьева Екатерина Александровна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД-ДООЦ Свердловская обл., город Екатеринбург

 

“Система проведения занятий по современному танцу в дополнительном образовании” (Скачать )

 Скачать презентацию

Хореографическое искусство XXI века представлено самыми разнообразными направлениями танца: классическим, народным, современным, бальным и др. Каждое отдельное направление имеет свою историю, особенности, требования к учащимся, так как у любого из видов танца есть свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности.

Классические танцы обладают наиболее строгими требованиями к физическим данным, точностью и логичностью линий. Характерный и народно-сценический танец незаменим в плане воспитания у танцоров скоростно-силовых качеств, техники исполнения трюковых элементов, навыков сценического образа, актерского мастерства, передачи характера, свойственного каждому танцу в отдельности. Современный танец является более прогрессивным видом пластики, по сравнению с классикой и несет в себе более глубокий потенциал с точки зрения развития психофизиологических и эстетических возможностей человеческого тела, как средства художественной и духовной выразительности (богаче лексика, свободнее пластика, отсутствие присущего классике консерватизма).

В России существует довольно обширная сеть детских учреждений дополнительного образования, в которых возможно изучение дисциплины «Современный танец». Это в первую очередь проявляется в формах организации хореографических коллективов. Есть танцевальные кружки, студии танца, ансамбли, коллективы и детские театры танца. Каждое из этих объединений имеет свои специфические черты и задачи. Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса.[1] Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает, поэтому главная  цель – не только обучить детей основам современной хореографии, но и содействовать их всестороннему развитию.  Специфика современного направления хореографии такова, что многие педагоги, даже активно в нем работающие, не знают, как лучше выстроить урок и как правильно подать элементы техники. Это происходит в силу объективного фактора – большой разрозненности между собой танцевальных направлений, объединенных одним термином «современный танец». Вследствие этого, отсутствует и единая методика преподавания данной дисциплины, каждый педагог разрабатывает свою систему обучения, опираясь на различные техники, предлагаемые известными деятелями современного танца.

 

                                                             


 

Построение урока на занятии современным танцем.

Учебный процесс в коллективе  строится согласно индивидуальным особенностям и требованиям (тип коллектива, педагогические цели и задачи, физическая подготовка учеников). Несмотря на разнообразие методик, типы уроков можно классифицировать по следующим признакам: [2]

  1. Четко прослеживаемая структура урока (экзерсис на середине, состоящий из учебных комбинаций, кроссы, комбинации развернутого плана);
  2. Отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии);
  3. Авторские разработки (проведение занятий в рамках игровой, театрализованной формы).

 

Анализируя различные методы, типы построения занятия, я выделила для себя следующую систему  построения урока:

  1. Разогрев.
  2. Координация. Изоляция.

III. Упражнения для позвоночника.

  1. Уровни.
  2. Кросс. Передвижение в пространстве.
  3. Танцевальная комбинация.

 


 

  1. I. РАЗОГРЕВ

Начало работы на уроке начинается с партерной комбинации, где задействованы различные части тела. Работа спины – скручивания позвоночника, медленные прогибы – “Собака мордой вверх”, различные перекаты и вытяжения, что подготавливает спину к дальнейшей работе. В комбинацию включены различные глубокие выпады для четырёхглавых мышц бедра, ягодичных мышц, а также подколенных сухожилий. Для качественной проработки мышц и связок задней поверхности ног и развития гибкости позвоночника  используется упражнение из йоги “Собака мордой вниз”. Все упражнения усложняются координационными движениями , основными базовыми элементами современного танца.

  1. II. КООРДИНАЦИЯ. ИЗОЛЯЦИЯ.

Изоляция – основной прием техники джаз-танца. Изолированные центры и ареалы центров (части центров). Положение коллапса (свободное держание тела) во время изоляции.

Основные упражнения:

– Голова

  • Наклоны вперед – назад.
  • Наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу)
  • Повороты в правую и левую стороны.
  • Свинговое раскачивание.

– Плечевой пояс

  • Подъем и опускание одновременно двух плеч. С остановкой в центре и без остановки. Оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое вниз).
  • Параллельное одновременное движение двух плеч (вперед, центр, назад, центр).
  • Twist (твист) изгиб плеч. Одно вперед, другое назад. С акцентом вперед и назад. Р

– Грудная клетка

  • Движения из стороны в сторону.

-Бедра

  • Слитное движение бедрами вперед – назад, из стороны в сторону.
  • Полукруги справа – налево через переднюю дугу. То же через заднюю дугу.

 

– Руки. Изолированные движения ареалами руки, кистью, предплечьем.

 

  • Положение flex (флекс) – сокращенная ладонь.
  • Круги в параллельных направлениях двух предплечий
  • Круги кистью в параллельных направлениях.

– Ноги

  • Изолированные движения ареалов ног: положение flex – сокращенная стопа, point – натянутая стопа, круги стопой.
  • Свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед – назад
  • Круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнуто.

 

Учебная комбинация на основные приемы  координации и изоляции  охватывает базисные понятия  Contraction и release, заложенные в технике Марты Грэхем. Contraction – сжатие, сокращение, т. е. относительное уменьшение объема тела. Противоположное понятие – release, т. е. расширение, когда тело расширяется в пространстве.

III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА.

Техника изоляции заимствована из джазового танца, а движение тела целиком, без изоляции отдельных центров – своеобразие танца-модерн. Основой этой техники служит прежде всего позвоночник, поэтому на уроке  главная задача – развить у учащихся подвижность во всех его отделах.

Основные, базовые движения современного танца для позвоночника  это :

  • Roll down/up – постепенное скручивание позвоночника вниз/ вверх.
  • Flat back наклон торса на 90 ˚в котором спина, голова и руки составляют одну прямую линию.
  • Deep body bend-глубокий наклон вперед, ниже, чем на 90°. При этом наклоне спина, голова и руки находятся также на одной прямой линии, но торс наклоняется как можно ниже,
  • Curve- Загиб верхней части позвоночника вперед или в сторону. Начинается от головы и исполняется до точки, расположенной в “солнечном сплетении”. Поясница в этом движении участия не принимает.
  • Twist торса- Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего расположения..

 

Описание комбинации:

Исходное положение- параллельная позиция ног.

1-4   Круг головой.

5-8   Roll down

1-4  Roll up

5-8  Вдоль корпуса поднять правую руку , растянуть бок.

1-4 Roll down вперед, правая нога в plie , правая рука вытянута вперед, левая в стороне

5-6 Руки собрать в 1 позицию

7-8 Левую руку вывести вперед

1-4 Вернуть корпус  в вертикальное положение

5-8 Прогиб назад, руки раскрыть  во 2 позицию. ( если прогиб сильный, можно увести руки назад через вытяжение, удлинение)

1-4 Через Roll down выйти на 4 точки

5-6 Rond ногой до положения 4 позиции  левая нога спереди (в партере)

7-8 Лечь на пол, скользя за левой рукой.

1-2 Мах правой ногой

3-6 Выход в положение “собака мордой вниз”

7-8 Plie в этом положении

1-4 Завис на руках

5-8 Перекат по полу

1-4 Выйти на правый бок

5-6 Собраться к “центру”

7-8 Выйти на левый бок

1-2 Собраться к “центру”

3-4 Сесть спиной

5-8 Круг головой

1-4 Выйти в полумост , стоя на левой руке

5-6 Поменять положение, полумост с правой руки

7-8 Выйти в “собаку мордой вниз”. Поднять правую ногу наверх. Растяжка

1-4 В положении “собака мордой вниз” поднять левую ногу

5-8 Нога проходит вперед.

1-4 Сесть лицом, во 2 позиции ( партер)

5-8 Наклон корпуса вперед, растяжка.

 

  1. IV. УРОВНИ.

Современный танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней:  Средний стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа.

  1. V. КРОСС. ПРОДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Цель данного раздела развить такие качества как танцевальность, ощущение стиля, координацию. Кросс обычно исполняется по диагоналям класса.  На уроке  комбинации на продвижение  интегрируются с изменениями  уровней, добавляются перекаты, уходы в пол (партер) .

В комбинации на уроке  используются различные движения : перекаты через спину, вращения, прыжки, Grand battement jeté, повороты, работа с весом (перенос веса, падение)

 

  1. VI. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Завершающим разделом урока является танцевальная комбинация.  Лексический материал строится на основных, изученных движениях,  усложняемых более сложными ракурсами, положениями тела в пространстве. Используются различные уровни, движения, связанные с положениями contraction и release, спирали,  твисты . Усложняется координация, меняется темпоритм.

В танцевальной комбинации  используется определенный  рисунок движения, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Комбинация изучается и отрабатывается на протяжении 3-4 уроков. Для более быстрого разучивания  несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный материал.


 

Список используемой литературы:

 

  1. Энциклопедия театра. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://enc.vkarp.com/2011/05/07/б-балет/#more-7393
  2. Захаров Р. – Записки балетмейстера: учебное пособие / Р. Захаров. – Искусство, 1976. – 351 с.
  3. Диалектика балета [Электронный ресурс] А. А. Черепнин Режим доступа: http://e-lib.info/book.php?id=1121023174&p=8( 15.06.2013)
  4. Современный танец в России [Электронный ресурс] Режим доступа:   http://tangocity.spb.ru/sovremennij3.htm

[1] Современный танец в России [Электронный ресурс] Режим доступа:   http://tangocity.spb.ru/sovremennij3.htm

 

[2] Энциклопедия театра. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://enc.vkarp.com/2011/05/07/б-балет/#more-7393