Одинцова Ирина Викторовна воспитатель
МБДОУ «ЦРР – д/с «Калинка» Республика Хакасия, город Абакан,
Мини-музеи – как часть развивающей среды детского сада

Скачать (DOCX, 29KB)

 

Мини-музеи – как часть развивающей среды детского сада

Музей – это смесь искусства и истории, физиологии и басни,

документа и романа, которая посылает нам через многие

годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания

(Ф. Дзери)

          Музейная педагогика – важное звено  дошкольного образования и воспитания детей. Музей приобщает ребёнка к миру ценностей, к истории, к культурному наследию своего народа, формирует духовно-нравственные отношения. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с традициями, бытом, приобщают их к русской культуре и творчеству, воспитывают любовь к родному краю, своему народу. Музейная педагогика – одно из направлений патриотического воспитания, поэтому она должна  обладать цельностью, системностью, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой дошкольного образовательного учреждения.  Знакомясь с музейными ценностями, ребенок может расширить и обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и суждения, а потом ещё и поразмыслить об увиденном, поделиться своими впечатлениями с родителями.

Музейная педагогика может способствовать разрешению многих педагогических задач:  воспитания любви к родному краю, людям заботившимся о его процветании; формирования самосознания, умений успешно адаптироваться в окружающем мире; развития у детей возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность; формирования   детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;  воспитания любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа;  освоения инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов [5].

Музейная педагогика активно помогает  в формировании личности, воспитывает уважительное и ответственное отношение к своему городу, к своей стране, к окружающему миру, является благодатной почвой для художественного вкуса, помогает развить у детей дошкольного возраста любознательность, интерес к истории и культуре своего народа, почитание традиций и народной мудрости, формирует у детей представление о народной культуре, её богатстве.

Мини-музеи в детском саду  – это особые виды детского музея, который располагаются в игровых комнатах. Мини-музеи в группах позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Этот музей всегда открыт для  посетителей, а его экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересного занятия, или  темой беседой. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот мини-музеях детского сада, созданных детьми и их родителями  не только можно, но и нужно все обязательно брать в руки! В обычном музее ребенок – лишь зритель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей – познавательный и воспитательный  центр, результат совместной работы воспитателей,  детей и родителей.

Исследователи деятельности мини-музей отмечают, что они предназначены для достижения комплекса воспитательных задач [2] Обеспечивая в целом реализацию направления «Музейная педагогика», мини-музей способствуют обогащению  предметно-развивающей среды в детском саду, наполнение  воспитательно-образовательного пространства новыми формами; формирование у дошкольников представлений о музеях, развитие их познавательных способностей и познавательной деятельности, творческого мышления и воображения, а также формирование проектно – исследовательских умений и навыков  [2, стр.26].

Наш детский сад в течение нескольких лет разрабатывает и внедряет различные образовательные проекты, в том числе  инновационный проект «Мини-музеи в детском саду». Эта работа была начата на основе рекомендаций, разработанных Н. А. Рыжовой и ее коллегами и единомышленниками [4]. Сегодня мини-музеи – это часть развивающей среды детского сада. При создании мини-музеев мы исходили из того,  что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому с экспонатами мини-музея  дети  играют. Мини-музеи очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить  экспозиции, перенести экспонаты в другую группу или провести увлекательную  экскурсию с использованием этих  экспонатов. Воспитатель может в любой момент обратиться к материалам мини-музея, а дети по желанию рассматривать  предметы, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые предметы для режиссерской игры, пользоваться экспонатами в дидактических играх и проводить самостоятельные исследования. С  экспонатами не только можно играть, но и при желании взять на время домой, что очень привлекает детей. Так у детей  появляется интерес к обучению, к примеру, их интересуют курсы С++ Киев, следовательно, обучение становится более эффективным.  Если дети принимали активное участие в создании  мини-музей, то он становится им «своим»,  они с гордостью показывают и рассказывают о принесённых из дома экспонатах. Родители наших детей  включались в работу не сразу, но вскоре  поняли, что это занятие интересно и увлекательно  для ребёнка, и с энтузиазмом  поддержали начинание. В настоящее время нашем детском саду созданы мини-музей «Русская изба» и «Хакасская юрта». Непосредственно в группах воспитатели организовали мини-музеи  фотоаппаратов, часов,  зонтиков, грампластинок, «Мини-музей бересты», «Мини-музей Бабы Яги», мини-музей  «В гостях у сказки», «Сувенирные тарелки», «Путешествуем по стране (магниты)», «Кукольный сундучок».

В наших  мини-музеях существуют  правила поведения: «Экспонаты разрешено трогать руками», «Рассмотренные экспонаты нужно положить на место», «Экспонаты нельзя ломать», «Можно и нужно задавать вопросы», «Можно пополнять музей новыми экспонатами». Эти правила предполагают активное и постоянное общение детей и взрослых, взаимодействие, сотрудничество. Сама работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться о музеях, задают вопросы, предлагают свою помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений воспитателя с родителями и способствует   нравственному  и  гражданскому воспитанию детей.

В детском саду есть мини-музей «Куклы моей бабушки», который создавался в нашей группе под девизом «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». В каждой семье из поколения в поколение дети играют в куклы. Тряпичная кукла – это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто кукла-игрушка могла быть  и оберегом, и свадебным атрибутом и предназначаться для забавы детям.

Узнать некоторые стороны культуры русского народа детям позволяет  знакомство с традиционными русскими куклами.  В педагогических исследованиях доказано, что куклы не только развлекали детей, но помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмо­циональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Различного рода занятия с куклами помогут, при необходимости,  преодолеть повышенную застенчивость или, наоборот, демонстративность, неуправляемость, агрессивность, обидчивость, страхи, невнимательность, неуверенность в себе [1;3]. Доказано также, что изготовление детьми кукол развивает мелкую моторику через продуктивную деятельность, творческие способности, настойчивость,  художественный вкус, воображение и фантазию; способность чувствовать другого и происходящее вокруг; способность к концентрации внимания, а также учит  малыми средствами выражать характер и укреплять связь детей со взрослыми[3]. Немаловажной признается задача изучения истории народной куклы, побуждение интереса к народным промыслам.

Идея создания мини-музея в группе появилась после того, как в группу принесли  рукодельную авторскую куклу  «Параскева – Пятница».  Дети сразу « засыпали» воспитателей вопросами: «А как сделать такую куколку?», « А для чего она нужна?», « Как с ней играть?»,  «Почему у них нет глаз, носика и рта?». Воспитатели предложили детям сами  поискать ответы на все вопросы,  вместе с детьми выбирали  название мини-музея  – «Куклы моей бабушки», для  которого предложили  собрать иллюстрации и фотографии кукол, а также информацию по изготовлению старинных кукол, различные инструкции и схемы изготовления кукол. Так к работе  были привлечены дети, и родители, что является самым важным для создания развивающей среды. Дети чувствовали свою сопричастность делу, участвовали в обсуждении, приносили из дома лоскутки натуральных тканей ( лен, ситца, сатина), вату, нитки, ленты и прочее.

Основой мини-музея – стала большая  кукла, на платье которой поместились  более 40 куколок разного вида: куклы игровые, куклы-обереги, обрядовые куклы. С их помощью мы читаем детям былины, предания, сказки,  рассказываем  о традициях использования кукол, особенностях их изготовления, помогаем организовать игры-драматизации, театрализованные игры.  Играя куклами, дети представляют, как играли их бабушки, учатся пеленать кукол, самостоятельно делают их из разного материала, который лежит у нас в «волшебном сундучке». В мини-музее проводятся экскурсии для детей из других групп, причем экскурсоводами являются сами дети. После экскурсии организуется занятие мастер-класса  по изготовлению куклы, во время которого дети учатся из  ярких лоскутков мастерить простейших куколок – пеленашек, ангелов, птичек. Во время тематических бесед «История куклы», «Откуда к нам пришла кукла»,   уточнялись  представления детей о том, как появились куклы,  каково было их первоначальное назначение,  как куклы сопровождали всю жизнь человека, какое место им отводилось на праздниках, в обрядах, где использовалась  народная кукла. Малыши узнают о том, что  куклу делали из разных материалов: травы, соломы, лыка, веточек, палочек и  лоскутков старой одежды а также и из новой ткани – для свадеб и для подарков. Вместе с детьми и при участии родителей был оформлен  альбом с информацией о старинных народных куклах, историей  возникновения каждой из них, описанием всех кукол, толкованием их названия и соответствующих им обрядов.

Наш опыт создания мини-музеев был представлен участием в конкурсах и отмечен Дипломом 1 степени в международном  конкурсе  «Наш мини – музей»(2013г.) и    Диплом II степени   в международном  конкурсе «Музейная работа в ДОУ»(2014г.).

Анализируя результаты работы по созданию и реализации  мини-музея,  воспитатели отмечают, что у детей стал проявляться выраженный интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, о ценностях  женских эстетических и духовно-нравственных идеалах. Все это отразилось на эмоциональном состоянии детей, общем эмоционально – нравственном фоне детского коллектива. Через игры  куколками – экспонатами мини-музея дети начинают  познавать традиции  национальной русской культуры,  ценить их любить и  восхищаться своей Родиной, что,  безусловно, принесёт  свои  плоды в будущем.

Библиографический список

  1. Берестнёва Е. В.,  Догаева Н.В.  Кукольный сундучок.: Белый город, 2013.
  2. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогике \\Kipaваннеy адукацыi. 2007. №12. С. 53-59.
  3. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., А.И Данюкова. М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла : учебно – методическое пособие.   СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  5. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология.  М.: Культура и традиции, 2007.