Асанова Раиса Фёдоровна Воспитатель
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки №104» Кемеровская область, г. Кемерово
«Я и моя семья»

Скачать (DOCX, 114KB)

Тема: « Я и моя семья»

Цель: 1. Выявление состояния эмоционального благополучия ребенка в семье.
2. Осознание родственных чувств, чувства привязанности и взаимосвязи со своей семьей

Задачи:
1. Определение понятия «дом», «семья», особенностей «счастливая семья».
2. Коррекция мышления на основе упражнений по выработке позитивного отношения ребенка к семье, к окружающим взрослым.
3. Воспитание любви, уважения, заботливого отношения к членам своей семьи.

Оборудование:

• Карточки с названиями родственников
• Плакат «Семья».
• Плакат «Солнышко» с надписями на лучах семейных ценностей.
• Карточки со словами: доброта, уважение, понимание, уют, забота, любовь.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие: познавательно – игровое. Мы будем говорить о самом важном и главном в жизни человека, отгадывать загадки, играть, рисовать. Тему нашего занятия вы назовете, досказав словечко в стихотворении.

Педагог:

Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре « семь» добавлю «Я»
И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

(педагог переворачивает карточку со словом «СЕМЬЯ»)

– Да, ребята, тема нашего занятия «Я и моя семья». Мы говорим сегодня о близких вам людях, о родном доме, о семье, где каждого из вас любят, заботятся, ждут.

II. Вводная часть:

1. Строительство дома с помощью карточек: доброта, уважение, любовь, понимание, уют, забота друг о друге.

-Ребята, у каждого из вас есть свой родной дом. Родной дом – это ваши мамы и папы, это ваше детство , это сказки, которые вам читали родители, это незабываемые детские игры. Ребята, а давайте сейчас постараемся построить ваш дом.

Вопросы:

– Почему люди строят дом?

( Дом строят, когда создается семья, когда надо где-то жить.)
– Что нужно делать, чтобы всем в доме было тепло?

( Нужно, чтобы в доме была доброта, уважение, любовь, понимание, забота друг о друге)

– Вот мы и построили дом, в котором всем хорошо: тепло, уютно.
Постарайтесь сейчас собрать в свои ладони тепло нашего дома. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, поделитесь им друг с другом, а дома с близкими людьми.

2. Отгадывание загадок на уточнение понятия «семья».
– Ребята, а кто живет в таком теплом, уютном доме, мы узнаем, отгадав загадки.
(Название членов семьи по отгадкам)
Педагог:

Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша……..(МАМА)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый…..(ПАПА.)
3.Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили……(СЕСТРУ)
4. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья, и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный ….(БРАТ)

5.Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
– Это наша………….( БАБУШКА)

6. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет
Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)
7.Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

8.Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» – говорит мне. …(ДЯДЯ)
III. Основная часть.

1.Рассказы детей о своей семье. Работа с плакатом «Семья»

Вопросы:

-Кто живет в вашей семье?

-Кто какой: мама, папа, брат, сестра?

-Каковы обязанности членов семьи?

-Кто часто играет с детьми?

-Кто часто ругает?

– Чем занимаются вечером члены семьи?
2. Закончите предложения…………….

Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…

Вывод:

-Семья – это мама, папа, бабушка, … т.е. родные, близкие люди.
В семье мы делимся радостями и неудачами, находим понимание, силы и поддержку. Именно в семье мы учимся любить, быть ответственными и воспитанными людьми. Мы любим наших родных и близких людей, берём с них пример, желаем добра, должны заботиться.

Физкультурная минутка:

– А сейчас, ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:

– кто похож на маму?
Аплодисменты!

– кто похож на папу?
Аплодисменты!

– кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты! Аплодисменты!

– кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!

– в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!

– у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!

– к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!

– кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!

3.Работа с плакатом «Счастливая семья» .

Вопросы:

– Может ли семья быть похожа на солнышко?

– Почему?

(Правильно… если солнышко улыбается, то это значит, что в семье гармония. Это счастливая семья)

– Какими ценностями должна обладать счастливая семья?

Первое – это понимание.

– А мы сейчас проверим, как вы понимаете других людей: ваша задача – перевести с детского языка слова:

1) сотик – сотовый телефон
2) комп – компьютер
3) телек
4) авто
5) велик
– Молодцы! А как у вас в семье происходит понимание?
(Ответы детей.)
Итак, мы прикрепляем к нашему солнышку первый лучик –

ПОНИМАНИЕ.

– Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Все трудились много и сообща.
Значит, семья должна быть трудолюбивой.

И у нас появляется лучик ТРУДОЛЮБИЕ.
– А вы занимаетесь спортом? Значит, вы хотите быть здоровыми, вы несете в свою семью здоровье, так как каждая семья должна быть здоровой как физически, так и духовно, ведь недаром говорят: «В здоровом теле, здоровый дух»

И вот лучик ЗДОРОВЬЕ.

– Сейчас мы поговорим о маме, ведь кто слышит первый крик своего ребенка? Мама! Кто первым берет его на руки? Мама! Перед вами лежат вырезанные из бумаги ладошки. Это ваши ладошки и ладошки вашей мамы.
Какой образ у вас возникает при упоминании слова «мама»?

( Создание собирательного портрета мамы. Продолжите фразу: «Моя мама….».)
– Вы часто огорчали или обижали свою маму?
(Ответы детей)
– Какие добрые слова вы говорите своим мамам?
(Ответы детей.)

Задание «Ладошки»
– Приклейте свою ладошку на мамину ладошку. Перед нами ваша детская рука в руке вашей мамы. Пусть всегда ваши руки будут вместе, чувствуйте всегда любовь и заботу своей мамы, папы и сами дарите им радость.
Ваши родители стараются, чтобы в доме всем было хорошо, и пусть от ваших маленьких ладошек идет только любовь, добро, помощь своим родителям.
Этот маленький сувенир, сделанный вашими руками, вы сегодня подарите своим родителям.

И вот лучик ЛЮБОВЬ

– Итак, на нашем солнышке появились лучики, которые говорят нам о том, что в семье должно быть: ПОНИМАНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ.
В семье все будут счастливы, если в ней поселятся еще: любовь, доброта, доверие, уважение, дружба, забота.

Оформление доски:
Получилась солнышко

4 Творческая работа:

– Цветок добрых слов.

(Педагог раздает лепестки цветка добрых слов.)

Задание: написать хорошие, добрые, теплые слова на лепестках.

Лепестки соединяются и получается цветок с самыми приятными словами для родителей, который вывешивается в классе для родителей.
– Рисование рисунка « Счастливую семью»

(Педагог раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.
Выставка рисунков.

(дети объясняют, что нарисовали и почему.)
Ответы детей:

1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики – это все мои родные»
2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники» и т. д.
Педагог:

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!!!
IV. Заключительная часть:
Ученик:

Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд: Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!

Педагог: Пусть в ваших семьях сияет всегда солнышко мира, любви, тепла и доброты.

Песня “Моя семья” на мотив песни “Маленькая страна”

(Поют все участники занятия)

Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня

Припев:
Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.