«Я и моя семья»
Асанова Раиса Фёдоровна Воспитатель
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки №104» Кемеровская область, г. Кемерово
«Я и моя семья»
Тема: « Я и моя семья»
Цель: 1. Выявление состояния эмоционального благополучия ребенка в семье.
2. Осознание родственных чувств, чувства привязанности и взаимосвязи со своей семьей
Задачи:
1. Определение понятия «дом», «семья», особенностей «счастливая семья».
2. Коррекция мышления на основе упражнений по выработке позитивного отношения ребенка к семье, к окружающим взрослым.
3. Воспитание любви, уважения, заботливого отношения к членам своей семьи.
Оборудование:
• Карточки с названиями родственников
• Плакат «Семья».
• Плакат «Солнышко» с надписями на лучах семейных ценностей.
• Карточки со словами: доброта, уважение, понимание, уют, забота, любовь.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие: познавательно – игровое. Мы будем говорить о самом важном и главном в жизни человека, отгадывать загадки, играть, рисовать. Тему нашего занятия вы назовете, досказав словечко в стихотворении.
Педагог:
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре « семь» добавлю «Я»
И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.
(педагог переворачивает карточку со словом «СЕМЬЯ»)
– Да, ребята, тема нашего занятия «Я и моя семья». Мы говорим сегодня о близких вам людях, о родном доме, о семье, где каждого из вас любят, заботятся, ждут.
II. Вводная часть:
1. Строительство дома с помощью карточек: доброта, уважение, любовь, понимание, уют, забота друг о друге.
-Ребята, у каждого из вас есть свой родной дом. Родной дом – это ваши мамы и папы, это ваше детство , это сказки, которые вам читали родители, это незабываемые детские игры. Ребята, а давайте сейчас постараемся построить ваш дом.
Вопросы:
– Почему люди строят дом?
( Дом строят, когда создается семья, когда надо где-то жить.)
– Что нужно делать, чтобы всем в доме было тепло?
( Нужно, чтобы в доме была доброта, уважение, любовь, понимание, забота друг о друге)
– Вот мы и построили дом, в котором всем хорошо: тепло, уютно.
Постарайтесь сейчас собрать в свои ладони тепло нашего дома. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, поделитесь им друг с другом, а дома с близкими людьми.
2. Отгадывание загадок на уточнение понятия «семья».
– Ребята, а кто живет в таком теплом, уютном доме, мы узнаем, отгадав загадки.
(Название членов семьи по отгадкам)
Педагог:
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша……..(МАМА)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый…..(ПАПА.)
3.Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили……(СЕСТРУ)
4. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья, и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный ….(БРАТ)
5.Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
– Это наша………….( БАБУШКА)
6. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет
Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)
7.Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)
8.Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» – говорит мне. …(ДЯДЯ)
III. Основная часть.
1.Рассказы детей о своей семье. Работа с плакатом «Семья»
Вопросы:
-Кто живет в вашей семье?
-Кто какой: мама, папа, брат, сестра?
-Каковы обязанности членов семьи?
-Кто часто играет с детьми?
-Кто часто ругает?
– Чем занимаются вечером члены семьи?
2. Закончите предложения…………….
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
Вывод:
-Семья – это мама, папа, бабушка, … т.е. родные, близкие люди.
В семье мы делимся радостями и неудачами, находим понимание, силы и поддержку. Именно в семье мы учимся любить, быть ответственными и воспитанными людьми. Мы любим наших родных и близких людей, берём с них пример, желаем добра, должны заботиться.
Физкультурная минутка:
– А сейчас, ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:
– кто похож на маму?
Аплодисменты!
– кто похож на папу?
Аплодисменты!
– кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты! Аплодисменты!
– кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
– в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
– у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
– к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
– кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
3.Работа с плакатом «Счастливая семья» .
Вопросы:
– Может ли семья быть похожа на солнышко?
– Почему?
(Правильно… если солнышко улыбается, то это значит, что в семье гармония. Это счастливая семья)
– Какими ценностями должна обладать счастливая семья?
Первое – это понимание.
– А мы сейчас проверим, как вы понимаете других людей: ваша задача – перевести с детского языка слова:
1) сотик – сотовый телефон
2) комп – компьютер
3) телек
4) авто
5) велик
– Молодцы! А как у вас в семье происходит понимание?
(Ответы детей.)
Итак, мы прикрепляем к нашему солнышку первый лучик –
ПОНИМАНИЕ.
– Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Все трудились много и сообща.
Значит, семья должна быть трудолюбивой.
И у нас появляется лучик ТРУДОЛЮБИЕ.
– А вы занимаетесь спортом? Значит, вы хотите быть здоровыми, вы несете в свою семью здоровье, так как каждая семья должна быть здоровой как физически, так и духовно, ведь недаром говорят: «В здоровом теле, здоровый дух»
И вот лучик ЗДОРОВЬЕ.
– Сейчас мы поговорим о маме, ведь кто слышит первый крик своего ребенка? Мама! Кто первым берет его на руки? Мама! Перед вами лежат вырезанные из бумаги ладошки. Это ваши ладошки и ладошки вашей мамы.
Какой образ у вас возникает при упоминании слова «мама»?
( Создание собирательного портрета мамы. Продолжите фразу: «Моя мама….».)
– Вы часто огорчали или обижали свою маму?
(Ответы детей)
– Какие добрые слова вы говорите своим мамам?
(Ответы детей.)
Задание «Ладошки»
– Приклейте свою ладошку на мамину ладошку. Перед нами ваша детская рука в руке вашей мамы. Пусть всегда ваши руки будут вместе, чувствуйте всегда любовь и заботу своей мамы, папы и сами дарите им радость.
Ваши родители стараются, чтобы в доме всем было хорошо, и пусть от ваших маленьких ладошек идет только любовь, добро, помощь своим родителям.
Этот маленький сувенир, сделанный вашими руками, вы сегодня подарите своим родителям.
И вот лучик ЛЮБОВЬ
– Итак, на нашем солнышке появились лучики, которые говорят нам о том, что в семье должно быть: ПОНИМАНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ.
В семье все будут счастливы, если в ней поселятся еще: любовь, доброта, доверие, уважение, дружба, забота.
Оформление доски:
Получилась солнышко
4 Творческая работа:
– Цветок добрых слов.
(Педагог раздает лепестки цветка добрых слов.)
Задание: написать хорошие, добрые, теплые слова на лепестках.
Лепестки соединяются и получается цветок с самыми приятными словами для родителей, который вывешивается в классе для родителей.
– Рисование рисунка « Счастливую семью»
(Педагог раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)
Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.
Выставка рисунков.
(дети объясняют, что нарисовали и почему.)
Ответы детей:
1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики – это все мои родные»
2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники» и т. д.
Педагог:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!!!
IV. Заключительная часть:
Ученик:
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд: Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!
Педагог: Пусть в ваших семьях сияет всегда солнышко мира, любви, тепла и доброты.
Песня “Моя семья” на мотив песни “Маленькая страна”
(Поют все участники занятия)
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня
Припев:
Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.